РИСОВАНИЕ
Вместо кисти- ладошка. Возможности пальчикового рисования
Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, не достигшему года крохе невозможно дать в руки кисти с красками, фломастеры или карандаши. Но ему это и не нужно. Необходимые «инструменты» с ним всегда – это его собственные руки. А все, что требуется от родителей, - предоставить ребенку больше свободы для творчества.
НАЧАЛО
6 месяцев - 1год
Научившись самостоятельно сидеть, малыш не только расширяет свои горизонты, но и освобождает руки для разнообразной деятельности. У него начинает активно развиваться моторика рук, и соответственно - мышление. Самое время для первых занятий рисованием! Конечно, назвать эти занятия обучением нельзя, ведь рисовать для такого маленького ребенка вовсе не значит изображать узнаваемые образы. Младенческое рисование - это освоение нового вида деятельности и изучение новых интересных свойств предметов, в результате чего привычным вещам находится самое неожиданное применение. Вот карапуз с наслаждением размазывает по столу недоеденную кашу или овощное пюре. Это совершенно не означает, что он балуется и шалит назло взрослым. Малыш исследует материал, изучает его возможности или даже творит. Конечно, малоаппетитное месиво на столе меньше всего похоже на художественное произведение, но ребенку такое занятие доставляет громадное удовольствие. Однако родителям важно помнить, что для такого маленького ребенка главное - безопасность. Это касается всего, что попадает в поле его исследования. Поэтому лучше, если первые изобразительные опыты будут связаны не с красками, при изготовлении которых используются химические вещества, а… с пищей. Однако не стоит смешивать важный для малыша процесс питания с целенаправленными занятиями рисованием, поэтому уроки лучше проводить с сытым ребенком, не используя для них продукты, которые составляют его обычный рацион. Для первых художественных опытов можно разлить на столе или столике для кормления немного " взрослого" черничного йогурта или детского творожка с фруктовыми наполнителями - пусть малыш размазывает их пальчиками или всей ладонью, как только ему захочется. Часть йогурта или творожка можно немного подогреть, а часть - остудить в холодильнике. Смешивать теплое и холодное ребенку так же полезно и интересно, как разноцветное. И тактильные ощущения от подобных упражнений станут намного богаче.
Запачканную ладошку ребенка можно отпечатать на листочке. Хранить веками такой шедевр не стоит, но его вполне можно сфотографировать на память - как первое художественное произведение.
Если вы начинаете рисовать с ребенком до года, то процесс оставления следов на бумаге ребенку еще надо для себя открыть. Сосредоточьтесь на этом. Пусть детеныш поставит только один отпечаток ладошки, перемазавшись в овощах. Вы торжественно называете это рисунком №1, вывешиваете на видное место, и в течение дня несколько раз к нему подходите и хвалите картину и художника. Потом опять – вы все подготавливаете, говорите, что будете рисовать, показываете сами отпечатки пальцев, или ладошки, или кисточки – как вам нравится. Даете ребенку прикоснуться, с похвалой забираете лист сразу же, как тянет «краски» в рот. Вешаете на видное место и хвалите по-максимуму.
Обычно ребенок очень быстро привыкает к этой новой игре, в том числе и к условиям игры – кисточкой водить по бумаге, в банке с водой кисточку мыть, краски не есть, банку с водой не переворачивать.
Если начинать позже, то обычно у маленького человека уже есть свои представления об операциях с предметами – стучать кисточкой по столу, переворачивать банку с водой… Можно предоставить ему осваивать новые предметы в собственном ритме. А можно попытаться объяснить правила новой игры. В этом случае важно выделить три этапа. НАЧАЛО игры – приготовили место, надели фартучек, выбрали бумагу, краски и кисточку. Собственно ПРОЦЕСС – творим кисточкой или пальцами, на бумаге или где получится. ОКОНЧАНИЕ – изымаем результаты, хвалим и радуемся, закрываем краски, идем мыться.
В процессе при этом надо постараться не ограничивать ребенка лишними указаниями и запретами. Вместо них надо предлагать варианты игры «рисование». Например, нарисовал ребенок на столе – положить бумагу сверху и сделать отпечаток. Рисует на себе – сфотографировать.
И постарайтесь не заканчивать игру на «ой, что же ты наделал, так нельзя». Скажите какую-нибудь формулу окончания игры, например: «ну вот, рисовать закончили, отличная вещь получилась, теперь пойдем мыться». Этим вы закладываете возможность творчества в будущем и устойчивость к оценкам окружающих, в том числе педагогов.
Как известно, тесная взаимосвязь матери и ребенка сохраняется и после рождения младенца. Одним из проявлений «сознательного материнства» можно считать длительность грудного вскармливания. Чем оно продолжительнее, тем теснее контакт матери и ребенка. Как показывает наш опыт работы с родителями, желание заниматься с детьми в раннем возрасте чаще проявляют те матери, которые вскармливают своих детей до 6 месяцев и более. Если прекращение грудного вскармливания было связано с причинами, не зависящими от матери (например, болезнь ее или ребенка), матери нередко испытывают чувство вины перед ребенком. Совместное творчество помогает в дальнейшем снять это чувство вины. Творческий контакт, который может быть установлен, как показывает практика, очень рано (в 4—6 месяцев), может способствовать созданию положительного эмоционального фона в случае необходимости преждевременного прекращения грудного вскармливания, а также при его естественном прекращении в возрасте ребенка старше 1—1,5 лет.
На практике мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже — можно, раньше — не имеет смысла.
К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношение к близким и посторонним взрослым качественно различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.
Первый год считается доречевым периодом развития ребенка, но в этот период создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь); развитие предречевых вокализаций (отработка будущей речевой артикуляции). Во втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков: в них выделяются тембр и тон. Начинается интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.
Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому. Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8—10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен. Методисту необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.
Творчество с мамой на кухне
Бумага и краски вовсе не обязательные атрибуты для пальчикового рисования. Прекрасные пальчиковые картины можно создавать на подносе или противне, присыпанном мукой или манкой. Достаточное количество муки или крупы нужно разровнять, встряхивая поднос, чтоб вся сыпучая масса распределилась равномерным, не толстым слоем. Вот и готов импровизированный лист чистой бумаги. Пальцем на нем можно рисовать любые предметы или не перегруженные деталями сюжеты. Нарисованные картины легко стереть, несколько раз встряхнув поднос. Увлеченный таким необычным рисованием малыш освободит немало времени для занятой готовкой мамы.
"Художественная" уборка
Другое замечательное место для пальчикового рисования - это ванная. В распоряжение маленького художника - экспериментатора можно предоставить и кафельные стены, и зеркало, и саму ванну.
Выбор красок здесь ограничен только ассортиментом туалетной полочки.
На кафеле, зеркале и стенках ванны можно рисовать и детской зубной пастой, и папиным кремом для бритья. Главное, чтобы в этих "красках" не было жира - он плохо отмывается.
Рисовать можно, обмакивая палец в пасту или крем. Или - водить чистым пальцем по плотной пенной основе, которая получится, если покрыть тонким слоем пены для бритья какую-нибудь гладкую поверхность. Для нанесения пены хорошо подойдет кисточка для бритья или губка. Кафель можно использовать, как основу для орнаментов: пусть ребенок найдет закономерность и повторит на соседней плитке рисунок мамы.
Такие гигиенические краски не только развлекут малыша, но заодно помогут отмыть ванную комнату. Специально ничего оттирать не нужно, достаточно просто смыть рисунки душем, и ванная станет только чище.
Если же и здесь захочется яркости, можно использовать гуашь или акварель. Эти краски водорастворимы и полностью смываются обычной водой.
ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ
Целью является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности.
Задачи:
1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5. Профилактика девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды.
Рецепт пальчиковых красок
0.5 кг муки
5 ст.ложек соли
2 ст.ложки раст. масла
воды - до консистенции густой сметаны
Все это перемешиваем миксером, затем полученную массу разливаем в отдельные баночки, добавляем пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант – пасхальные наборы), перемешиваем до однородной массы.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток