МУЗЫКА

Эта страница нашего сайта адресована тем, чьи знания в области музыки находятся в зачаточном состоянии. Чтобы привить ребенку вкус к музыке, нужно только одно: ХОТЕТЬ ЭТОГО! Если такое желание есть, то благодаря ему одному вы поймете то, что сегодня представляется вам китайской грамотой. Если к тому же вы поете нефальшиво, и ноты, их значения и интервалы для вас не совсем абстрактные понятия, вы сможете сами очень хорошо подготовить ребенка к началу обучения музыке. Пусть те, которым "медведь на ухо наступил" и кто читает партитуру вверх ногами, не бросают чтение этой главы, они увидят ниже, что тоже могут помочь своим детям.

Музыка - это язык, на котором нужно уметь пересказывать тексты (исполнять чужие произведения), читать (знать нотную грамоту) и говорить (импровизировать). Исследования Беттельгейма по обучению чтению показали, насколько в лучшем положении по сравнению с другими находятся дети, научившиеся читать дома. Это справедливо и для музыки. Но, к сожалению, так бывает редко. Дело обстоит даже хуже: представьте себе ребенка, который до шести лет слышал бы на родном языке лишь несколько коротких стихотворений и поток быстрых и непонятных слов по радио; его развитие серьезно бы замедлилось. В отношении музыки этот случай типичен для большинства детей.

Вот список советов и упражнений, которые позволят вам привить вашему ребенку вкус к музыке и сделать для него традиционное музыкальное образование полезным занятием, а не катастрофой.

Пойте! Нужно, чтобы ребенок понял, что музыка исходит от живого человека, а не из громкоговорителя. Если вы стесняетесь своего пения, делайте это только в присутствии малыша (дети - снисходительные и восторженные слушатели). Пойте младенцу с самого его рождения и до конца ваших дней (что пойдет на пользу вашим внукам). Даже если вы фальшивите, надо и в этом случае петь и говорить малышу: "Я пою плохо, но все равно петь так приятно. А если бы я пел (пела) лучше, то было бы еще веселее!"

 

Что петь? Детские песенки. Традиционный репертуар очень богат. (Если вы не помните ни одной песни, купите пластинку и слушайте ее до тех пор, пока не запомните слова.) Важно, чтобы ребенок постепенно усвоил серию простых мелодий, которые станут для него первой точкой отсчета. Если вам нравится метод Судзуки, пойте "Как мне маме объяснить..." (с этой пьесы начинается обучение).

Как петь? Выберите песню, которая вам больше всего нравится, и пойте ее ребенку на сон грядущий. Делайте это хотя бы раз в день. Пойте ее со словами и без слов. Не забывайте, что слова есть всего лишь дополнение к музыке. Нужно, чтобы ребенок слышал, как вы поете без слов. Это очень важно.

Пребывайте в аритмическом состоянии. Так Мартено называет состояние концентрации, при котором тело в любой момент готово к совершению какого-либо быстрого движения. Если вы вялы, то ваша музыка будет невыразительна и не представит для ребенка ни малейшего интереса.

Ксилофон. Купите ксилофон, правильно настроенный. Почему именно ксилофон? Потому что это единственный инструмент, одновременно и мелодический, и ударный, который не расстраивается со временем. Но не пойте. Сыграйте и спойте соответствующие ноты: "до", "ре", "ми", "до" (если вы фальшивите, не надо петь, говорите).

Возьмите себе за правило играть что-либо на инструменте, проходя мимо него с младенцем на руках.

Играйте не отдельные ноты (по сути дела, они эквивалентны отдельным буквам), а короткие музыкальные фразы (которые есть своего рода слова). Вы можете также играть малышу гамму, аккорд в арпеджио, хроматическую гамму (со всеми полутонами, диезами и т.д.).

Кассеты. Давайте вашему ребенку возможность слушать музыку. Как я уже сказала, хорошо бы купить ребенку, когда ему исполнится года два (или даже раньше), кассетный магнитофон. Записывайте для него на кассеты различную музыку. Приучайте ухо малыша к музыке всех жанров (классической музыке различных периодов, джазу, песням, народной музыке) и звучанию простейших инструментов. Поскольку купленный для ребенка магнитофон, скорее всего, будет давать воспроизведение не особенно хорошего качества, пусть малыш слушает записи на вашем стереомагнитофоне.

Различные виды восприятия на слух. Мартено различает три вида такого восприятия: пассивное - ребенок слышит звук радио, но занят другим; частично активное - малыш слушает и одновременно предается своим мыслям: музыка в данном случае служит для него источником вдохновения; и, наконец, активное - ребенок требует исполнения той или иной песенки, поет отрывки из нее и явно шокирован, когда поют неверно. Разумеется, именно этот последний вид восприятия на слух и следует, прежде всего, развивать, так как никакой инструмент не заменит вашего присутствия, вашего голоса, вашей жизнерадостности.

Организационные и методические принципы проведения занятий в семье

 

Если вы планируете проводить индивидуальные занятия со своим малышом, то вам необходимо:

1.                        Решить для себя, будут ли предложенные игры просто частью вашего репертуара, будут ли они складываться в отдельное 10 - 15 минутное регулярное занятие с малышом, или же вы решите комбинировать оба варианта.

2.         Составить свой индивидуальный план занятий.

3.                        Приобрести оборудование для занятий (которое будет храниться отдельно от игрушек малыша и доставаться только во время вашего «урока»).

4.                        Приобрести CD и DVD диски для занятий.

Пользуясь аудио- видео- и методическими материалами "Программы  развивающих занятий для детей от рождеия до года", вы можете проводить игровые музыкальные занятия дома со своим малышом.

Ниже вы найдёте дополнительные рекомендации для организации таких занятий.

Организуем занятия с малышом:


1. Подавайте ребёнку пример - занимайтесь и играйте сами.
2. Первое время занятия проводятся несколько раз в день по 5 - 10 минут. Для занятий выбирайте время, когда ребёнок не устал, у него хорошее настроение. Заниматься нужно, когда ребёнка не будет никто отвлекать.
3. Распределяйте материал: утром можно сделать гимнастику («Игровая гимнастика», «Пальчиковые игры»); после дневного сна – провести музыкально-двигательный показ с пением («Песенки-возгласы»),  провести упражнения для развития слуха, поиграть песенки; вечером – послушать «сказки-шумелки» и принять участие в их озвучивании, и.т.д.
4. Радуйтесь бурно успехам малыша, даже небольшим достижениям, не критикуйте, не показывайте своего разочарования.
5. Заниматься следует регулярно. Ребёнок, который занимается ежедневно 15 - 20 минут, будет развиваться гораздо быстрее, чем тот, с которым занимаются 2-3 раза в неделю по 1 часу.
6. У маленького ребёнка в первое время может не быть видимых успехов, да и потом бывают периоды, когда взрослому кажется, что ребёнок "стоит на месте". Надо продолжать работу по различным направлениям, оформлять задания по-другому, давать новый материал той же трудности, не спешить.
7. Оценить успехи и обнаружить пробелы помогут краткие записи о занятиях с ребёнком, в которых вы отметите: форму заданий, песенный репертуар, время занятий и поведение малыша.
8. Занятия должны проходить оживлённо, весело. Используйте игрушки, кукол, будьте изобретательны, импровизируйте, пользуясь материалами пособия - придумывайте свои игры.

 

Первый год жизни

Продолжительность занятия - 5 - 7 минут.
Количество игр - до 4-х.
Как заниматься.  Для того, чтобы заинтересовать малыша, необходима первоначальная демонстрация игры  - Ваше «показательное выступление».
Обязательно при этом разговаривайте с ребёнком, комментируя свои действия:
"Давай с тобой поиграем (или - зайчик поиграет, мишка поиграет и др.). Посмотри, вот это колокольчик, он звенит: «Динь - динь - динь» (демонстрируйте звучание), а это барабанчик, он говорит: «Бам - бам - бам» (демонстрация), а ладошки у нас (у зайчика, мишки...) будут хлопать «Хлоп - хлоп - хлоп». Давай поиграем с тобой под музыку" (включить фонограмму).
Играть можно или вместе с малышом, или поочерёдно, или активно ему помогая, держа его ручки.
Важным условием является ваше хорошее настроение, выразительность голоса, разнообразная игра на инструментах или яркие действия игрушки-помощницы.
! После 6 месяцев добавляйте в свои занятия игры и упражнения для развития слуха малыша .