1-3 месяцы
В первый месяц малыш кажется нам маленьким сжатым комочком. Он сразу сгибает ножки и ручки, как только мы оставляем его без пеленок на ровной, безграничной для него поверхности. Хочется его разгладить, распрямить, почувствовать расслабленное доверчивое тельце. Из уст вытекает нежное и протяжное:
Тюнюшки – потетюнюшки!
Вдоль расти,
Поперек толстей!
Ручки деловаты,
Ножки беговаты,
Язык – говорун, говорун…
Мягкие и теплые мамины руки дают возможность малышу почувствовать самого себя, понять, где заканчивается он и где начинается не его пространство. А мама в это время перекладывает малыша на животик и с нежностью продолжает:
Родненьким – родняшок,
Хорошеньким – хорошок,
Стройненьким – стройняшок,
А пригоженьким – пригожок.
Или:
Потягушечки-порастушечки!
От носочков и до макушечки.
Мы потянемся, мы потянемся –
Маленькими не останемся!
Во второй месяц ребенок бодрствует гораздо больше по времени. Значит, и наши занятия становятся продолжительнее. Самое главное не забывать, что наши забавы – прежде всего общение, которое должно быть приятно для обоих. Абсолютно не дозированное по времени, оно может быть ограничено только личным желанием матери и самочувствием ребенка. Если врач назначает вам лечебный массаж, то это процедура в полном смысле медицинская (кстати, не всегда приятная), а мамины ласки и массажем-то нельзя назвать.
Если ребенку нравятся наши занятия и он с нетерпением ждет их, то на исходе второго месяца нас ожидает приятный сюрприз! Малыш не только улыбается и барахтается, когда чувствует, что мама решила с ним поиграть, но совершенно явно пытается копировать мимику мамы, ее артикуляцию и даже начинает произносить целые интонационные «монологи». Это так называемые «предречевые реакции». Если при первых же проявлениях гуления мать начинает «разговаривать» с малышом, повторяя простые понятные ему звуки – «агу», «гу-у», «а-а-у», то это взаимное подражание ведет к быстрому развитию все более сложных речевых навыков. Если взрослые не обращают никакого внимания на гуление и лепет, эти явления очень быстро прекратятся.
Поощряя гуление ребенка, наши бабушки приговаривали:
Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький!
Молоденький, пригоженький,
Хорошенький!
Или:
Гуля, гуля-голубок!
Гуля, гуля-воркоток!
Гуля сизенький, сизокрыленький,
Людям миленький!
А ребенок и рад стараться. Все складней и складней гулит.
Навыков у нас тоже поприбавилось – лежа на животе, изо всех сил кроха пытается удерживать голову, вертит ею из стороны в сторону, замечает крупные предметы. А мы, забавляясь его новыми возможностями и поддерживая их развитие, гремим игрушкой перед малышом. Если подбодрить кроху складной песенкой, то наблюдение за ускользающей от взгляда игрушкой станет веселой игрой.
Сова, совинька, сова,
Ты большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела!
Специалисты говорят, что на втором месяце начинает про-исходить выравнивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног, которое завершится к 3 – 4 месяцам. Иногда в этом возрасте малыш уже «позволяет» нам играть с его ручками и ножками, можно сказать – доверяет их нам. Если малыш к этому еще не готов и его ручки и ножки по-прежнему зажаты, отложите пассивные движения на некоторое время.
Пассивные движения – движения конечностей малыша, совершаемые при помощи взрослых.
Начнем с самого знаменитого упражнения – разведения ручек.
Лунь плывет,
Лунь плывет!
Сова летит,
Сова летит!
Разведем ручки, а затем прижмем их к груди. На слова «сова летит», к обоюдному удовольствию, мы потрясем руками младенца так, чтобы они расслабились и были похожи по ощущению на атласные ленточки. В народе присказок к этой игре существует много:
Люди за дело – а мы за безделье!
Люди пахать – а мы руками махать!
Люди жать – а мы на печи лежать!
Или:
Лебеди летели, лебеди летели!
Самые разнообразные движения рук теперь можно озвучить для малыша.
Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки –
Гори огонь в печурочке!
Колю дрова на плашки
Для сестры Дуняшки.
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.
Нам давно известны эти движения – то одну, то другую ручку малыша мы направляем вниз и вверх.
А вот еще одна старинная забава – соединять коленку с противоположным локоточком, а потом выпрямлять эту ногу и руку в противоположные стороны.
Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Это мамин холст,
Это папин холст,
А вот этот холст – Андрюшечке!
Моему сыночку-душечке!
Конечно, перечислять здесь можно всю семью и имя назвать дорогое и единственное. Особенно хорошо делать это после ванны, когда ребенок мягонький и распаренный. С резкими движениями к такому малышу не подойдешь. Вот и замечательно! Мягко и плавно промнем животик – от назойливых «газиков» это помогает.
Еще одна любимая забава для попеременного прижимания ножек к животику.
Баба сеяла горох.
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок.
Прыг-скок, прыг-скок!
На «прыг-скок» для разнообразия можно прижимать к животику две ножки.
А из этих слов движения сами выплывают:
Толкачики, толкачики.
Рогачики, рогачики.
Перевертышки, перевертышки.
Сначала мы попеременно прижимаем ножки к животу, затем разводим коленочки в стороны, а потом прямыми ногами пытаемся коснуться лба.
В течение третьего месяца мы с вами сможем наблюдать, как хаотичные движения рук нашего ребенка потихоньку станут управляемыми. В этот месяц особенно важно дать малышу как можно больше тактильных ощущений (ощущений, которые малыш получает через прикосновение своей ручкой к разным предметам и материалам). Подумайте об игрушках с разными на ощупь поверхностями – мягкими и твердыми, гладкими и бугристыми, и т.д. Здесь хороши игры с ладошкой и с пальчиками. Ведь именно в это время рука, сжатая в кулачок, распрямляется, чтобы потом прикоснуться к новой информации и схватить незнакомый предмет.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот взял и съел –
Потому и потолстел.
Подержите и потрите каждый пальчик. Здесь придется кстати и всем известная «Сорока-ворона».
Ладошку можно погладить и даже пощипать вот под такую пестушку:
Птичка, птичка!
Вот тебе водичка,
Вот тебе и крошки
На моей ладошке!
Заглянув в любой фольклорный сборник, вы увидите великое множество приговоров, сопровождающих забавы-упражнения для пальчиков и ладошек. Выучив их один раз, вы будете во всеоружии еще много лет.
Подвешенные над ребенком игрушки уже являются стимулом, чтобы ручки дотянулись, прикоснулись к ним и ощупали. А еще не забудьте дать ребенку игрушку в руку, чтобы тот попытался ее удержать.
Физически малыш все больше и больше совершенствуется, усложняются его двигательные навыки. Гимнастика, которую мы с ним проводим, становится более ответственной. Надо выбрать оптимальное время по режиму, надо сосредоточиться самим. И все же это по-прежнему любимая игра.
Наш малыш должен научиться правильно двигаться, а это потребует от него не только напряжения мышц, но и их расслабления.
Попробуем поиграть с ножкой младенца, лежащего на спине.
Куй, куй, ковалек,
Подкуй сапожок.
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Смотрите, как хорошо слова дают направление действиям. Обхватив ножку малыша двумя пальцами в области голени, «поколотите» по стопе ребенка, чтобы он ее хорошо расслабил. При этом движения рукой выполняются такие, будто вы отгоняете от себя комара: мягкие и легкие удары пальцами тыльной стороны ладони.
Не забудьте об упражнениях, основанных на врожденных рефлексах.
При раздражении кожи некоторых частей тела ребенок совершает определенные движения.
Например, «феномен ползания»: в положении «лежа на животе» при прикосновении рук взрослого к подошвам младенца, тот отталкивается от рук и «ползет».
Рефлекс «феномен ходьбы»: если взять малыша за подмышки, то при прикосновении стопами к опоре ребенок делает шаговые движения. И другие.
Многие из этих рефлексов сохраняются до 3 – 4 месяцев.
Для упражнений, основанных на «феномене ползания», подойдут такие строчки:
Ползун ползет
Иголки везет.
А для упражнений с использованием рефлекса «феномен ходьбы» - такие:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!
Папа, придя с работы, не удержится, чтобы не потютюшкать свое чадо, аккуратно подбрасывая его сильными, надежными руками:
Ти-та-та, ти-та-та,
Пожалуйте решета,
Да муки насейте,
Пирожки затейте.
Пирожки-то на дрожжах –
Не удержишь на вожжах.
Может, папа и подкинул бы под потолок свое сокровище, но ритм пестушки не позволит совершить неаккуратные, размашистые движения. Это и хорошо, так как не привыкшего к пространству ребенка легко испугать. Кстати, это упражнение может выполнять с малышом и мама.
Наш малыш в этом возрасте совершенно спокойно может повернуться со спины на бок, а то и на живот. Поэтому глаз да глаз за таким сорванцом.