7-9 месяцы
Подумать только: второе полугодие жизни! Вдумайтесь в это новое для нас состояние! Здесь он поползет, сядет, встанет, пойдет, а главное, начнет говорить. Мало, односложно, но мы поймем друг друга, даже если его первое слово надолго останется единственным. Просмакуйте этот период, ведь скоро ребенок не будет так сильно в вас нуждаться – это последний час вашего с ним младенчества. Тем не менее, если в прошлом возрастном периоде мы только подготавливали ребенка к ползанию и сидению, то сейчас у нас стоят уже более серьезные задачи.
Цели занятий с ребенком от шести до девяти месяцев
1. Научить ребенка ползать.
2. Развивать координацию и ритмичность движений.
3. Развивать понимание речи.
Хорошо, если малыш поползет раньше, чем сядет и встанет. Ползание – замечательное упражнение в укреплении мышц, необходимых для дальнейшего двигательного развития. После такой тренировки у ребенка остается мало шансов неправильно сесть или встать. Это некоторая гарантия правильной осанки и прямых ног. Поэтому стремитесь заинтересовать свое чадо ползанием. Если ничего не получается, подумайте, что тому причиной. Те, кто в детстве активно принимал участие в школьных эстафетах, наверняка помнят упражнение «тачка». Кто-то берет вас за ноги, а вы, перебирая руками, должны пробежать намеченную дистанцию. Так вот этим сложнейшим упражнением можно заниматься и со своим чадом.
Сначала мы возьмем его под ребра в положении «спиной к себе» (за нижнюю часть грудной клетки). Локтями будем придерживать колени малыша, чтобы ими не «тормозить». В таком виде опустим малыша в горизонтальное положение и дадим его рукам упереться в твердую поверхность. Попробуем привлечь внимание ребенка игрушкой.
Не гарантирую, что малыш сразу поймет, чего вы от него хотите, но настойчивость может решить любую проблему. По мере укрепления мышц на руках будем опускать свои поддерживающие руки сначала до живота, потом можно поддерживать только бедра; дальше малыш справится, если держать его за коленки, а потом и вовсе за ступни. Только это еще не скоро. А пока, чтобы усердие не воспринималось как чрезмерный труд:
Три-татушки, три–та-та,
Поймал дедушка кота.
А бабушка кошку
За левую ножку.
Держите младенца ответственно, так как носом он «клюнет» с большой вероятностью. Если даже он не пойдет перебирать руками, то покачайте его туловище, чтобы он почувствовал груз своего тела и ответственность напряженных рук.
Любимой игрой в это время остается присаживание. Мы только показываем наши пальцы ребенку, как он за них хватается и изо всех сил пытается присесть. Мы можем сделать свои пальцы абсолютно ненадежной опорой. Если мы играем, то ребенок не воспримет наше лукавство как издевательство. Зато напрячь «переднюю группу мышц», как говорят специалисты, ему придется основательно. А вот в награду за старание можно действительно посадить малыша и даже дать ему немножко посидеть. Хотя совсем скоро он не будет нуждаться в вашем позволении.
Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Истопила баньку,
Искупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала с полки пирожок.
Обратите внимание, что малыш и сам уже проводит много времени в тренировках. Он стоит на четвереньках и качается взад-вперед так долго, что мы порой устаем глядеть на него. Подбодрите малыша ритмичной пестушкой. Она обязательно «родится» у вас сама, если вы постараетесь.
Есть и еще один приятный момент этого возраста – зубы. Наши бабушки приговаривали:
Расти, расти, зубок!
Твердый, как дубок!
Необходимо только набраться терпения, чтобы выстоять и вытерпеть все сопутствующие этой радости трудности. Повезло тем, кто прошел этот этап развития малыша без неприятностей. А есть и те, кто вообще не заметил, как прорезался первый зубик у их малыша: лишь странный звук от ложки во рту собственного чада возвестил им новую эру в развитии. Пожелаю всем такого же легкого появления зубов!
Но вот, в начале восьмого месяца наше сокровище тронулось с места! Ура! Поползли! Поверьте, что теперь самое лучшее – пустить малыша в «свободное плавание» по квартире, дать крохе сориентироваться в собственном жилище, а заодно провести ревизию: все ли лежит в безопасной недосягаемости?
Не успели обрадоваться одному достижению, смотрим – а малыш спокойно сидит, рассматривая свои игрушечные богатства. А с сидящим малышом одно удовольствие играть.
Если посадить ребенка на одну ногу, зажать его ноги между коленями взрослого, можно играть в толкалки.
Тушки-та-тушки,
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.
Сначала вы его качаете на ноге, а потом рукой сталкиваете с устойчивого положения назад. Чтобы не напугать малыша, держите его за одну руку, ему так легче будет подняться в исходное положение. Да и ноги покрепче зажимайте между своими коленями. Помните, что это игра, которую ребенок должен почувствовать и принять ее условия. Похвала за успешное возвращение в исходное положение придаст крохе энтузиазма для продолжения тренировки. Согласитесь, что качать пресс даже в игре надолго сил не хватит, поэтому, если вам обоим весело, сумейте вовремя остановиться.
Здесь же можно включить и знаменитое:
Поехали, поехали
За спелыми орехами,
По кочкам, по кочкам,
По ровненькой дороженьке.
И все потешки этого типа:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Или:
Я рыжая лисица.
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла
И в ямку – бух!
Или:
На молоденькой лошадке —
Трюх, трюх, трюх!
А на старой, да на кляче —
Бух!
Сюда подходят любые провокационные движения, чтобы лишить ребенка равновесия. Как только он научится его уверенно удерживать, радости от этих игр не будет конца. Но самое главное, чего мы можем достичь играми, это твердое чувство доверия. Только ради этого могучего ощущения можно выучить миллион пестушек.
Он уже пританцовывает, если его поставить на ноги. Надо только проследить, чтобы малыш становился на полную стопу, а не на носочки.
Ах, деточка, попляши,
Твои ножки хороши.
Нос сучком,
Голова крючком,
Спинка ящичком.
Или:
А пляши, пляши, пляши,
У тя ножки хороши!
Хороши – не хороши,
Все равно ты попляши,
Куплю тебе чарыши.
Малыш по-прежнему очень любит прыгать. Вот только мама не может долго поддерживать растущее чадо за подмышки. Что ж, придется подключиться остальным членам семьи. Работы хватит на всех!
Не забудьте и про «Ладушки». Еще чуть-чуть, и вы засмеетесь от удовольствия, когда малыш сам покажет вам знакомые движения. Подскажите ребенку такие простые жесты, как «до свидания», «спасибо», «дать» и др. Он в этом возрасте быстро сумеет пристроить их в свой абракадабринский язык.
Девятый месяц у малыша проходит в бесконечных попытках встать. Он пытается подняться, придерживаясь за опору, потом осторожно оставляет ее и с замиранием сердца несколько секунд стоит без всякой страховки. Мастерство растет, скоро он попробует встать, не опираясь ни на что. Это будет большой победой. Но главное здесь – научить ребенка садиться, или точнее сказать так: после потери равновесия падать на мягкое место.
Тани, Вани, что за вами,
Что стоите вы столбами?
Там за вами столик есть –
Надо на него присесть.
Конечно, мы держим малыша за руки, когда он стоит, а потом просто сажаем его на попу. Пусть он запомнит, что это самый удобный выход из стоячего положения.
Есть и еще один важный аспект. Если мы хотим быть абсолютно спокойны, нужно научить нашего шустрика задом сползать со всяческих возвышений – ступенек, дивана и т.д. Нет сомнений, что мы не выпускаем его из поля зрения ни на секунду. Ну, а вдруг что-то отвлечет, вдруг на мгновение вы отвернетесь, пусть у малыша будет больше шансов не расквасить себе нос. Стремление вертикально ходить у ребенка достигает степени навязчивой идеи. Он использует любой шанс, чтобы схватиться за ваши руки и пройти несколько шагов.
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая.
Я плясать пошла,
Хоть и маленькая.
Это можно оставить как упражнение, но постоянно его водить – нет смысла. Он привыкнет к безопасности там, где ее мало. Он просто не научится падать. Также и ходунки: с ними дети забывают, что ходьба – это постоянное удерживание равновесия, то есть серьезная работа.
В девять месяцев интенсивно начинает работать указательный палец. Ко всему тонкому и мелкому дети подходят с придыханием и нежно трогают «красоту» пальчиком. Для вдохновения в это время среди игрушек хорошо бы появиться разным коробочкам. Они не похожи по форме, по способу открывания. Задача для ручек – шикарная.